ООО “Спец-автотехника-М”
ДИСТРИБЬЮТОР АВТОЗАПЧАСТЕЙ
English Український
 

Признаки неисправностей тормозной системы от специалистов Bosch.


 Обзор тормозной системы необходимо проводить не реже двух раз в год. Проверку следует объединять с сезонной сменой колес, когда тормозные механизмы становятся доступны для осмотра. Стоит сразу внепланово обратиться к сервису, если при торможении автомобиль уводит в сторону или появились посторонние шумы, вибрации.
Во время проверки тормозной системы после снятия колес и осмотра могут наблюдаться определенные признаки дефектов, требующих дополнительной внимания в автосервисе.
1. Неравномерное износа колодок
Одна из возможных причин неравномерного износа дисковых колодок - их неправильное установление. В таком случае необходимо проверить направление - на некоторых колодках бывают отметки «левая» / «права» или стрелки в направлении вращения колеса. Кроме того, если изношенной есть только одна колодка с пары, или пара имеет клиновидные износа, то, вероятно, элементы суппорта не работают должным образом (подробнее об этом ниже). В случае предельного износа колодок - до толщины накладок 3 миллиметра и меньше - может издавать шум акустический индикатор износа или включиться лампочка на панели приборов, предупреждает водителя о необходимости замены колодок. Если не контролировать состояние тормозной системы, то рано или поздно появится скрип, писк или скрежет - фрикционная рабочая накладка сотрется, и металлическая подложка колодки начнет тереться о металлическую поверхность диска. В такой ситуации, чтобы тормозной диск, суппорт или другие элементы тормозной системы не вышли из строя, необходимо срочно обратиться в автосервис.
В барабанной тормозной системе колодки также необходимо менять в случае достижения минимально допустимой толщины фрикциона, определенной автопроизводителем. Неравномерный износ колодок слева и справа свидетельствует о наличии проблем в системе. Для тщательного осмотра механизмов барабан необходимо снять. В некоторых системах исходное рабочее положение колодок определяется автоматическим натяжителем. В таком случае важно убедиться в его работоспособности и подвижности всех механизмов.
При замене барабанных колодок рекомендуется использовать готовые наборы запчастей для барабанной тормозной системы, такие как Bosch Kit Pro и Kit Super Pro, в состав которых входят все необходимые детали для замены, в том числе пружины и цилиндры. Отличительная характеристика наборов Kit Super Pro - регулятор зазора в комплекте. Кроме того, они поставляются полностью в предварительно собранном виде, что значительно сокращает время для замены компонентов и снижает вероятность ошибки при сборке.
2. Неравномерное износа тормозного диска или барабана
Борозды, заусенцы на поверхности тормозного диска могут быть следствием предельного состояния износа колодок или попадания частиц грязи. Если автовладелец вовремя не заменил колодки, в таком случае после стирания фрикционной поверхности металлическая подложка колодок становится рабочей поверхностью при торможении и испытывает трения от диска или барабана. Все это приводит к их деформации и неравномерности износа.
При замене дисковых колодок необходимо измерить остаточную толщину диска в нескольких точках. Об износе косвенно может говорить выступление на рабочей поверхности диска по краю колодки. Если диск изношен неравномерно или его толщина мала, то при частых интенсивных торможениях его плоскость из-за нагрева может «повести», что приведет к возникновению вибраций. Кроме того, если водитель заметил на дисках синеватый цвет, это говорит о том, что он был перегрет и необходимо обратиться в автосервис для более детального осмотра. Такой диск мог изменить свои свойства, геометрию, деформироваться, на его рабочей поверхности могли появиться трещины. В результате тормозной путь удлиняется, появляется шум, поколачивание, снижается надежность деталей тормозной системы. Чтобы не допустить подобного, поврежденные диски необходимо заменить.
В барабанной тормозной системе также возможно появление борозд или заусенцев. К тому же, при стирании фрикционной части колодки ускоряется износ барабана. Тормозной барабан подлежит замене, если остаточная толщина его рабочей части достигла минимально допустимого уровня, определенного производителем автомобиля. Или если барабан получил механические повреждения. Важной рекомендации, влияющим на безопасность, является одновременная замена всех колодок или барабанов, расположенных на одной оси.
3. Коррозия и нарушения подвижности компонентов, заклинивание тормозного суппорта или цилиндров, неисправное стояночный тормоз
Коррозия и нарушение подвижности компонентов тормозной системы может блокировать движение колодок и привести к их неравномерного износа, шумов, вибрации и даже заклинивание суппорта (дисковая система), закисанию пары «колодка-барабан» или тормозного цилиндра (барабанная тормозная система).
При осмотре суппорта необходимо очистить все компоненты от грязи и проверить смазку на направляющих болтах и местах перемещения колодки. Использование смазки, такого как, например, Bosch Superfit - это важный пункт в регламенте обслуживания тормозной системы. Его отсутствие приводит к преждевременному износу компонентов. В некоторых производителей не предусмотрено наличие смазки на направляющих, но в большинстве автомобилей она обязательна. Поэтому при обслуживании тормозной системы необходимо соблюдать инструкции автопроизводителей.
В барабанной тормозной системе аналогично следует очистить все компоненты от грязи и пыли и убедиться в наличии масла на механизмах или местах перемещения колодок. В случае коррозии на пружинах и других элементах системы их необходимо заменить новыми. Иначе пружина может сломаться или окончательно потерять свои свойства, что может привести к ускоренному износу или заклинивания пары «колодка-барабан».
Во время проверки тормозной системы также необходимо убедиться в надлежащей работе стояночного тормоза. Вследствие нарушения его работоспособности может пострадать и основная тормозная система - снижается эффективность работы задних механизмов. Так, распространенной неисправностью считается растяжение тросов. Вполне возможно, что будет достаточно отрегулировать их надлежащим образом. Но проблемы в работе стояночного тормоза могут свидетельствовать о коррозии и закисания тросов или нарушение подвижности задних тормозов, связанных с ним механизмов. В таком случае стоит внимательно проверить работу всех компонентов и при необходимости заменить их новыми.
4. Разорванные провода датчиков износа колодок
Скорее всего, колодки с разорванными проводами датчиков износа перепутали местами при установке. Или обрыв произошел в результате механического повреждения в процессе эксплуатации, например, на бездорожье. В таких случаях на панели приборов загорается сигнальная лампа, или, наоборот, даже в случае срабатывания датчика износа водитель не увидит световой индикатор, предупреждающий о замене колодок. Последнее может привести к запредельному износа диска и колодок и вывести из строя другие элементы тормозной системы. Чтобы этого не случилось, колодки с поврежденными проводами или датчиками износа необходимо заменить новым комплектом.
5. Протекание или низкий уровень тормозной жидкости
При осмотре тормозной системы следует обращать внимание на уровень тормозной жидкости в бачке. Снижение уровня указывает на значительный износ колодок и дисков или барабанов на негерметичность гидравлической системы.
По регламенту тормозную жидкость необходимо заменять каждые 2 года. Однако при осмотре следует обязательно проверить ее специальным тестером, таким как Bosch BFT 100 Лишь измерения температуры кипения может дать правдивую информацию о состоянии тормозной жидкости. Если определенная влага точка кипения окажется ниже минимально допустимого значения, тормозную жидкость необходимо заменить новой. Информацию о том, какой ее тип применяется в системе, можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Или можно использовать тормозные жидкости Bosch ENV6, совместимые со всеми типами стандарта DOT на полигликолевой основе.
6. Скрип и шум, вибрации после установки новых колодок
Водитель жалуется на скрип, но колодки уже менял, и на момент осмотра они в хорошем состоянии. Тогда стоит проверить смежные компоненты подвески и рулевого управления. Отдельно компоненты системы могут и не шуметь. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступают в резонанс сразу несколько деталей - тормозная система начинает «звучать» в полную силу. Это могут быть колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора и даже амортизатор. Поэтому при возникновении шума необходимо сделать обзор всех смежных компонентов. Менять колодки, диски или другие элементы системы необходимо только после проверки всего тормозного механизма и выявления всех дефектов, причин шума. Например, шум могут вызвать перетянуты гайки на колесах без динамометрического ключа. В результате перетягивания «поведет» диск, появится битья. Если поставить новую деталь на неисправный механизм, она не будет хорошо работать. Более того, если поставить одну и ту же колодку на различные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом - вступать в резонанс с другими деталями.